«Предложили оценить геополитические риски для Беларуси». Репортаж с республиканской олимпиады по обществоведению
31.03.2022Испытания по последнему предмету организованы на базе гимназии № 7. Корреспондент агентства «Минск-Новости» выяснила нюансы проведения мероприятия и узнала о впечатлениях участников.
Первый тур олимпиады по обществоведению стартовал 29 марта. Его называют теоретическим. В этот день школьники-интеллектуалы из всех регионов страны письменно отвечали на вопросы. На все отводилось 4 часа.
Следит за соблюдением правил проведения интеллектуального состязания организационный комитет. И дело это ответственное: в финале нешуточная конкуренция, на кону — не просто победа, а шанс поступить в лучшие университеты страны с определенными бонусами.
— Всем участникам олимпиады предоставлены равные возможности, — рассказывает представитель оргкомитета олимпиады Алла Мацукевич. — Скажем, у каждого из ребят есть право задать три вопроса. Конечно, они не должны быть связаны с содержанием ответа, но могут уточнять форму изложения самого задания. Дети оформляют запрос письменно, его передаем членам жюри. А ответ уже озвучивается во всех аудиториях.
В столичной гимназии участников республиканского испытания встретили радушно.
— Просторные аудитории, одиночные рабочие места, — это обеспечивает не только комфорт, но и необходимую концентрацию внимания, — замечает А. Мацукевич.
Все личные вещи, в том числе гаджеты, школьники оставляют в отведенных для этого местах до начала испытания.
— Требования к проведению олимпиады строгие, но необходимые, как раз для того, чтобы соблюдать ту самую объективность, — считает представитель оргкомитета.
А. Мацукевич вспоминает: в прошлом году была внештатная ситуация, если можно ее так назвать. Одна из участниц, завершив работу, собиралась ее сдавать. Но в этот момент в кармане зазвонил мобильник. Позже девушка объяснила, что от волнения забыла его выложить. К сожалению, есть правила, которые должны соблюдать все ребята, и они знают о них. Если гаджет оставил у себя, результаты тура аннулируются. И вариантов здесь нет.
Во время олимпиады в гимназии дежурят медицинский работник и психолог. Организован кабинет эмоциональной разгрузки. Можно сыграть в настольный теннис и даже гольф, чтобы снять излишнее напряжение.
— Волнение в той или иной мере присутствует у каждого. Но не забывайте: это уже профессионалы, которые прошли ни один тур. Поэтому справляться со стрессом мальчишки и девчонки умеют, — считает председатель жюри директор Витебского филиала Международного университета «МИТСО» Александр Дединкин. — Мы можем помочь только одним — справедливо судить, чтобы не было стрессов после олимпиады.
Вопреки сложившемуся мнению, обществоведение — один из самых сложных предметов. Судите сами: чтобы пройти испытания, необходимо обладать знаниями из философии, экономики, политологии, права, психологии, культурологии и социологии.
— Мы проверяем глубинные знания, умение рассуждать, строить прогнозы. Обществоведы — это наша элита. Конкуренция страшная. Результаты у ребят могут различаться лишь на 1–2 балла! — говорит А. Дединкин.
Ребята, которые уже справились с 4-часовым испытанием, собираются в актовом зале, обсуждают задания. Кто-то играет в гольф. А между тем скоро обед. В меню — борщ, мясные колбаски с тушеным картофелем, салат и апельсиновый напиток.
Руководитель команды Минска Владимир Козловский общается со своими подопечными. Кто-то после такой кратковременной рефлексии понимает, что где-то допустил ошибку. Надо подбодрить, ведь предстоит еще второй тур.
— Краем уха от представителей Министерства образования услышал, что в нынешнем году похвальные отзывы приравняют к дипломам. Конечно, эту информацию надо уточнять. Но было бы хорошо, ведь в таком случае у большего количества ребят появится возможность поступать в вузы с льготами. Справедливости ради следует заметить, что олимпиадники могут не дотянуть до заветного диплома лишь полбалла, и получить похвальный отзыв. Это вопрос везения, — считает В. Козловский.
Ребята поделились впечатлениями от первого тура олимпиады.
Анастасия Кондрусь учится в гимназии № 61. Говорит, что задания были довольно интересными:
— Например, предложили продумать план мероприятий посвященных Году исторической памяти, которые можно провести в школе.
— Обществоведение здорово расширяет кругозор, ты понимаешь, как все устроено. Не просто знаешь слово «парламент», а разбираешься в его функционировании, — вступает в диалог Никита Свибович из гимназии № 24.
Парень говорит, что проходили тему, как правильно читать новости и что может быть скрыто за словами и предложениями.
— Нужно оценивать, насколько достоверны источники информации, насколько изложенные факты отделены от мнения автора статьи, — вспоминает школьник.
Но в этом году таких заданий не было. Зато их удивило другое: нужно было написать гимн Беларуси.
— А еще предложили охарактеризовать геополитическое положение нашей страны, — замечает Анастасия.
Условно, какая-либо компания намерена организовать в Беларуси бизнес. Следует провести SWOT-анализ — оценить риски среды, ее сильные и слабые стороны.
— Учитывая географическое расположение государства, здесь возможна нелегальная миграция, отсутствует выход к морю и большое количество полезных ископаемых. Среди плюсов — мы довольно большое по территории государство относительно Европы, являемся мостом между севером и югом, западом и востоком, у нас хорошие соседи. Есть возможность получения дохода от транспортных коридоров, — поделилась мнением Анастасия.
Новость предоставлена — агентство «Минск-новости»
Фото Ирины Малиновской