19 сентября – День здоровья школьников

Профилактика нарушений зрения
развернуть

Нарушение зрения - это состояние, при котором орган зрения получает искаженную информацию об объектах окружающей среды.

Наиболее распространенные нарушения зрения у детей-спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость и астигматизм. Среди перечисленных спазм аккомодации и близорукость встречаются чаще всего.

Спазм аккомодации - это патологическое состояние, при котором мышца, отвечающая за хорошее зрение вдаль и вблизи, находится постоянно в состоянии сокращения. Это состояние сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Школьник, у которого развивается спазм аккомодации становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли. Продолжительность спазма колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от общего состояния ребенка, режима его жизни и занятий, своевременности диагностики и правильно назначенного лечения глаз. Часто спазм переходит в близорукость.

Близорукость - это приобретенное заболевание (как правило), когда в период интенсивной длительной нагрузки на близком расстоянии (чтение, письмо, просмотр телепередач, игры на компьютере, планшете и мобильном телефоне) происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению по оси. В результате этого ухудшается зрение вдаль.

Основные причины близорукости: наследственность (если оба родителя близоруки, вероятность развития значительно возрастает), недостаток в рационе питания различных микроэлементов (таких как цинк, медь и др.) необходимых для синтеза склеры, может способствовать прогрессированию близорукости, перенапряжение глаз (длительные и интенсивные нагрузки на близком расстоянии, плохое освещение рабочего места, чрезмерное увлечение компьютерами, телефонами и планшетами), неправильная коррекция и (или) ее отсутствие.

Дальнозоркость, в отличие от близорукости, это  не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. При дальнозоркости ребенок с любых расстояний видит нечетко, причем чем ближе, тем хуже. Может сопровождаться косоглазием.

Астигматизм - это такое изменение кривизны роговицы или хрусталика, при котором происходит неодинаковое преломление светового луча и изображение на сетчатке получается нечетким, искаженным. Носит врожденный или приобретенный характер (например, после травм или перенесенного воспаления роговицы).

Косоглазие - положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый объект, а другого - отклонена в сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к виску-расходящимся, вверх или вниз-вертикальным. Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы мышц глаза. При этом работает только один здоровый  глаз, косящий же глаз практически бездействует. Что постепенно ведет к стойкому снижению зрения. Может развиваться при нарушении рефракции, неврологических нарушениях, после травм.

Диагностика проводится в медицинских учреждениях и заключается в проверке остроты зрения, осмотру глазного дна (с помощью офтальмоскопа и (или) с фундус линзой, определение рефракции (преломление лучей света в глазу, как оптической системе). Подтвердить или исключить диагноз помогают диагностические исследования такие как авторефрактометрия, измерение передне-заднего отрезка (ПЗО), ультразвуковое исследование глаза (сканирование), исследование полей зрения с помощью периметра, осмотр глазного дна с помощью фундус камеры и фундус линзы.

Лечение назначает врач после точного установления диагноза.

Поскольку  одной из наиболее важных причин прогрессирования близорукости (помимо неполноценности склеры и генетической предрасположенности) является ослабление аккомодационной функции глаза, то восстановление работоспособности мышц (цилиарных) - первое условие стабилизации близорукости.

Существует большое количество методик. Это и кропотливые методы стимуляции аккомодации линзами, аккомодотренером, упражнения типа «метка на стекле». Это и более современные методы электростимуляции глаз, лазерстимуляции низкоэнергетическим гелий-неоновым лазером, цветоимпульсная терапия, магнитотерапия, электрофорезы, вакуумный массаж, компьютерные методы релаксации цилиарных мышц. Но не у всех больных достигаются поставленные цели или достигаются на короткий промежуток времени.

К лечению относится и лечебная гимнастика, направленная на восстановление церебрального кровотока, а также правильная посадка ребенка при выполнении домашних заданий.  Ребёнок испытывает постоянную статическую нагрузку, связанную с длительным сохранением правильного положения тела и головы. Статическое усилие более утомительно, чем динамическое. Можно привести хрестоматийный пример: у скрипача устает рука, которая держит скрипку, а не смычок, т. е. не совершающая динамической работы. Утомление мышц, удерживающих тело в равновесии при сидении, развивается довольно быстро, так как этим мышцам почти беспрерывно приходится противостоять действию силы тяжести, стремящейся вывести тело из равновесия.

Устав, школьник очень часто принимает неправильную позу, которая, став привычной, закрепляется и приводит к мышечной асимметрии (одно плечо выше другого), нарушению осанки (сутулая, круглая спина, выпяченный вперед живот и т. д.), а иногда и к искривлению позвоночника. Кроме того, наклоняясь из-за усталости близко к книге,  увеличивается нагрузка на зрение. Правильной посадкой при сидении считается такая, при которой туловище находится в вертикальном положении, голова слегка наклонена вперед, плечевой пояс горизонтален и параллелен краю стола, руки свободно лежат на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и опираются всей ступней на пол или подставку, спина опирается в поясничной своей части на спинку стула.

В последнее время врачи-гигиенисты пришли к выводу, что при письме менее утомительна поза с малым наклоном корпуса вперед. При такой посадке мышцы спины не так напряжены, как при большом наклоне корпуса. Кроме того, обеспечиваются нормальные функции дыхания и кровообращения (не сдавливаются столом органы грудной и брюшной полости), создаются благоприятные условия для зрительного восприятия. Поза за столом будет правильной и удобной, если размеры стола и стула соответствуют  росту и пропорциям тела ребенка.

Важно правильно питаться для того, чтобы укрепить ослабленную склеру. Рекомендуется употребление в пищу творога, кефира, йогурта, молока. Все эти продукты содержат кальций. При отказе от употребления, приходится назначать внутрь препараты кальция.

При отсутствии эффекта и прогрессировании показано проведение склероукрепляющих хирургических операций. Смысл их заключается в наложении своеобразного бандажа, преимущественно на заднюю поверхность глаза, чтобы предупредить дальнейшее растяжение склеры в этом отделе.

Очковая и контактная коррекция также оказывают лечебное воздействие. Особенно это касается дальнозоркости, астигматизма и косоглазия. Главная задача лечения дальнозоркости  — это изменение оптической силы глаз, чтобы видимое изображение фокусировалось не за сетчаткой глаза, а на ней. Существуют консервативное лечение и хирургическая коррекция зрения при дальнозоркости и астигматизме.

В качестве консервативного лечения можно отметить некоторые аппаратные методы улучшения зрения. К ним можно отнести ультразвуковую терапию, электростимуляцию, вакуумный массаж, очки-массажеры и т. д. Данные методы в некоторых случаях дают хороший результат в улучшении зрения, позволяют избежать хирургической коррекции.

Под термином «хирургическая коррекция» подразумевается лазерная коррекция зрения. Чаще применяются операции на склере с использованием лазера и интраокулярные операции с использованием интраокулярных линз.

Любая операция - это воздействие на ткани и органы хирургическими предметами. Подвергать себя такому риску или нет - решать Вам.

Наши глаза - необычайно чувствительные и нежные органы. Нужно просто научиться заботиться о них и Ваше зрение вновь обретёт свою чёткость и яркость.

Врач офтальмолог 1 категории Асецкая И.Н.

УЗ «15 городская детская поликлиника»

свернуть

День здорового питания

Здоровое питание - неотъемлемая часть здорового образа жизни.
развернуть

Питаться правильно важно во все периоды жизни человека. Основные принципы здорового питания должны закладываться с раннего детства и придерживаться их необходимо в течение всей жизни.

К сожалению, в нашей стране, как и во всем мире, продолжает расти число людей, имеющих избыточную массу тела или страдающих ожирением. Этот печальный факт актуален и в отношении детей и подростков. Сегодня почти треть детского населения в возрасте до 18 лет имеет избыточный вес или страдает ожирением. Большинство из этих детей не расстанутся с лишним весом и во взрослом возрасте.

Если разобраться в причинах сложившейся ситуации, то наиболее часто наблюдаются типичные для белорусов нарушения питания - переедание, избыточное потребление жиров, сладостей, алкоголя и поваренной соли, недостаточное потребление овощей и фруктов, что влечет за собой недостаточное потребление незаменимых для человека питательных веществ: полиненасыщенных жиров, сложных углеводов, пищевых волокон, витаминов и минеральных веществ. Причина этого кроется в семейных традициях, в пристрастии к фаст-фуду, сладким напиткам. Быстрый ритм жизни также не способствует правильному питанию. Люди перекусывают на ходу, питаются нерегулярно. Достаточно часто и взрослые, и дети "заедают" проблемы с которыми сталкиваются в жизни.

Что же происходит в организме человека, который питается неправильно? Избыток насыщенных жиров (которые содержатся в жирных мясных и молочных продуктах, сале, сливочном масле, маргарине и некоторых других пищевых продуктах), является основной причиной повышения уровня холестерина в крови, что приводит к атеросклеротическим изменениям стенок кровеносных сосудов, ухудшению кровоснабжения органов и тканей, развитию ишемической болезни сердца, заболеваний периферических артерий, риску возникновения инфаркта миокарда и мозгового инсульта.

Употребление больших количеств легкоусвояемых углеводов (сахаров) провоцирует развитие не только кариеса зубов, но и сахарного диабета в пожилом возрасте.

Увеличение в питании доли насыщенных жиров и легкоусвояемых углеводов в сочетании с малоподвижным образом жизни приводит к избыточной массе тела и ожирению, которое, в свою очередь, способствует возникновению инсулин - независимого диабета (его распространенность в 3 раза выше у полных людей по сравнению с людьми с нормальной массой тела), желчно - каменной болезни, рака желчного пузыря, молочной железы и матки; дегенеративно - дистрофических заболеваний опорно - двигательного аппарата (остеохондроз, деформирующий остеоартроз и др.) и варикозного расширения вен. Кроме того, избыточная масса тела вызывает преждевременное старение организма в среднем на 5-6 лет, сокращает продолжительность жизни на 4-11 лет, повышает риск артериальной гипертонии в 2-2,5 раза, ишемической болезни сердца - в 1,7-2 раза.

Избыточная масса тела наблюдается более чем у 60% белорусов, ожирением страдают более 20% наших соотечественников.

В настоящее время в нашей стране хронические неинфекционные заболевания (ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, хронические неспецифические заболевания легких, сахарный диабет, онкологические заболевания) являются причиной смерти у 2/3 умерших.

Низкое содержание в рационе витаминов и минеральных веществ, приводит к развитию таких патологических состояний, как остеопороз и эндемический зоб.

Возникновение некоторых видов рака в настоящее время связывается с употреблением большого количества красного мяса (говядины, баранины, свинины).

Чрезмерное потребление поваренной соли повышает риск злокачественных новообразований желудка.

Недостаточное количество в рационе пищевых волокон повышает риск возникновения рака толстого кишечника. В то же время, витамины А, Е, С и некоторые минералы (селен) обладают онкопротективными свойствами.

Полноценное во всех отношениях питание способствует укреплению и улучшению здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждению и лечению различных заболеваний, замедлению процессов старения и активному долголетию.

Основными принципами здорового питания для человека являются:

1. Энергетическое соответствие. Это значит, что количество потребляемой энергии с пищей должно соответствовать расходуемой. Расход энергии в организме осуществляется тремя путями: в результате основного обмена, специфического динамического действия пищи и мышечной деятельности.  В среднем при основном обмене затрачивается около 1 ккал на 1 килограмм массы тела в час. У детей величина основного обмена выше, чем у взрослых. Специфическое динамическое действие пищи обусловлено ее перевариванием в желудочно-кишечном тракте. Наибольший расход энергии вызывает переваривание белков, которое увеличивает интенсивность основного обмена обычно на 30-40%. Прием с пищей жиров повышает основной обмен на 4-14%, углеводов - на 4-7%. Подсчитано, что при смешанном питании и оптимальном количестве потребляемых пищевых веществ основной обмен увеличивается на 10- 15%. Физическая деятельность оказывает существенное влияние на расход энергии в организме человека. Чем выше физическая активность, тем больше энергии тратит организм человека.

2. Разнообразие. Рацион должен быть разнообразным и содержать достаточное количество белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ в каждый основной прием пищи. Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов (по массе) в суточном рационе детей старше 1 года и взрослых должно составлять 1:1:4. Физиологическая норма белка в рационе должна составлять не менее 0,85-1,0г на 1 кг долженствующего (правильного) веса человека. Из этого количества 60% должно приходиться на долю белков животного происхождения (нежирное мясо, птица, рыба, яйца, молоко и молочные продукты). Белки должны составлять до 12% калорийности дневного рациона человека. Количество жиров, оптимальное для поддержания здоровья человека, должно составлять 0,8-1,0 г на 1 кг веса. Жиры должны составлять до 30% калорийности дневного рациона. На долю насыщенных жиров должно приходиться до 10% (сало, мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, растительные маргарины, которые становятся твердыми при комнатной температуре), полиненасыщенных - 7% (жирная рыба), мононенасыщенных - 13% (жидкие растительные масла, авокадо). Употребление рыбы, богатой полиненасыщенными жирами два раза в неделю снижает риск сердечно - сосудистых заболеваний. Потребление мононенасыщенных (растительных) жиров способствует переработке и выведению жиров из организма. Следует обратить внимание на трансжиры, они вредны для организма человека в любом количестве и действуют подобно насыщенным жирам. Их количество в рационе не должно превышать 1%. Содержатся промышленные трансжиры в еде быстрого приготовления, маргаринах, соусах, мучных кондитерских изделиях. Сократить потребление жиров можно если:

жирное мясо заменить на рыбу, птицу, бобовые или нежирное мясо;

выбирать продукты с низким содержанием жира (но не обезжиренные);

перед приготовлением мяса или птицы удалять видимые жиры и кожу;

выбирать способ кулинарного приготовления без использования масла (приготовление на пару, отваривание, запекание, тушение);

обращать внимание на информацию на этикетке пищевого продукта.

Даже внешне не жирный продукт может содержать значительное количество скрытого жира.

3. Количество углеводов в рационе человека должно составлять до 3,5 г на 1 кг массы тела, что приблизительно составляет 55 - 60% от всей калорийности дневного рациона. Количество сахара и сладостей не должно превышать 10% от суммарной поступающей энергии, что соответствует приблизительно 50 г сахара. Поступление сахара в организм можно сократить: ограничив потребление пищевых продуктов с высоким содержанием сахара, и исключив употребление газированных напитков с высоким содержанием сахара для всех групп населения, особенно для детей;употребляя в пищу фрукты и сырые овощи, чтобы перекусить, вместо сладких закусочных продуктов. Необходимо употреблять ежедневно в пищу не менее 400 г овощей и фруктов, не считая картофеля, которые являются источником пищевых волокон, клетчатки, пектина, витаминов, минеральных веществ и органических кислот. Именно наличие в овощах клетчатки и пектинов создает чувство насыщения, регулирует функции кишечника. Предпочтительнее использовать продукцию местного производства. Бобовые, орехи, цельные злаки являются источниками белка, клетчатки, минеральных веществ (кальций, магний, калий), витаминов (аскорбиновая кислота, каротиноиды, фолиевая кислота, витамин В6) и при этом в чистом виде обладают низкой калорийностью. Обязательной составляющей рациона должен быть хлеб, лучше цельнозерновой.

4. Режим приема пищи. Дробный режим (5 раз в день) приема пищи позволяет человеку не чувствовать голода потому, что подавляет возбуждение пищевого центра в мозге человека и снижает аппетит. Важно стремиться к постоянству приемов пищи по часам в течение дня. Выработка постоянного стереотипа в режиме питания имеет большое значение для условно - рефлекторной подготовки организма человека к приему и перевариванию пищи. Желательно не допускать перерывов более четырех часов между приемами пищи. Не менее важно правильное физиологическое распределение количества пищи по ее приемам в течение дня. Считается оптимальным 25% рациона употреблять на завтрак, 10% - на первый перекус, 35% - на обед, 10% - на второй перекус, 20% - на ужин. Основная калорическая нагрузка должна приходиться на первую половину дня. Последний прием пищи должен быть за 2,5-3 часа до сна.

5. Соблюдение питьевого режима. Необходимое количество жидкости в день, при отсутствии противопоказаний, должно составлять 30-40 г на килограмм массы тела человека. В среднем это составляет 1,5- 2,5 л. Часть из этого количества расходуется на приготовление пищи, другая часть - в качестве питья. Идеальной для питья считается чистая (фильтрованная или бутилированная) негазированная питьевая вода. Можно также использовать минеральную воду с низкой минерализацией, чай (зеленый, черный, каркаде), натуральный кофе, цикорий, свежеотжатые соки, травяные отвары. Интервал между питьем и приемом пищи должен составлять не менее 30 минут.

6. Условия приема пищи. Есть нужно в спокойной обстановке, не спеша и не отвлекаясь на просмотр телевизора, компьютера, газет и т.п. Пищу нужно тщательно пережевывать. Необходимо иметь в виду, что в результате определенной энерции возбуждения пищевого центра головного мозга аппетит сохраняется еще некоторое время даже после приема пищи, т.е. сигнал о насыщении приходит с опозданием, поэтому следует вставать из-за стола с чувством легкой сытости, но не переедания.

7. Ограничение поваренной соли в рационе до 5 г в сутки (чайная ложка без верха). В эндемичных районах необходимо использовать йодированную соль. В среднем в Беларуси мужчины потребляют 12,4 г соли в день, женщины 9 г в день. Показатель смертности от сердечно - сосудистых заболеваний, связанный с чрезмерным потреблением натрия, составляет 21,4%. Потребление соли можно сократить за счет: исключения соли, соевого соуса или других соусов промышленного производства во время приготовления пищи, и использования натуральных пряностей и приправ (лавровый лист, перец горошком, гвоздику, тмин, имбирь, укроп, петрушку, сельдерей, чеснок); исключения соли при сервировке стола; ограничения потребления соленых закусочных продуктов; внимательного изучения информации о составе продукта на этикетке, выбора продуктов с более низким содержанием натрия.

7. Сокращение употребления алкогольных напитков до 20 мл чистого спирта в эквиваленте.Конечно, никто не может заставить нас правильно питаться, каждый человек принимает решение сам. Важно помнить, что от этого решения зависит самое дорогое - здоровье. Ваше и Ваших близких.

Главный внештатный диетолог  Министерства здравоохранения Республики Беларусь, врач - диетолог УП «Комбинат питания «Витамин» Е.Е. Протасова

свернуть

Грипп 2020-2021: прогноз

В последние годы, благодаря организации целенаправленной прививочной кампании, огромной работе по информированию населения, вакцинация против гриппа проводилась на высоком уровне, что способствовало устойчивому снижению заболеваемости. В этом году, несмотря на то, что все внимание сейчас сосредоточено на пандемии COVID-19,  важно проводить иммунизацию от вакциноуправляемых инфекций. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует, для того чтобы не заболеть гриппом и не получить тяжелых осложнений, необходимо ежегодно прививаться против этой инфекции. Как повлияет вакцинация против гриппа на уровень заболеваемости  COVID-19?

По словам экспертов, любая вакцинация является тренировкой для иммунной системы, поэтому прививка не только дает возможность предотвратить заболевание гриппом, но и делает иммунную систему более подготовленной для ответа на другие инфекции. Дети, в отличие от взрослых, более восприимчивы к ОРВИ и гриппу и имеют более низкие уровни заболевания, более легкое течение COVID-19. Это заболевание вызвано новым вирусом, у нас пока нет иммунитета к нему, а вакцина только разрабатывается. Поэтому ВОЗ рекомендует взрослым  и детям  защититься от гриппа в предстоящем сезоне, сделав прививку.

Специальная комиссия ВОЗ дважды в год пересматривает штаммы гриппа для создания вакцин. В феврале обычно публикуются рекомендации для северного полушария, а в сентябре — для южного. В этом году ВОЗ заменила сразу три компонента в рекомендованных вакцинах против гриппа, для эпидемического сезона 2020–2021 годов в северном полушарии. Опубликованные  28 февраля рекомендации для вакцин в северном полушарии включают в себя такие компоненты, как вирус, подобный A/Guangdong-Maonan/SWL1536/2019 (H1N1) pdm09; вирус, подобный A/Hong Kong/2671/2019 (H3N2); вирус, подобный B/Washington/02/2019 (B/Victoria lineage); и вирус, подобный B/Phuket/3073/2013 (B/Yamagata lineage). Последний штамм присутствовал и в аналогичной вакцине в эпидсезоне 2019–2020 годов, а остальные были обновлены. Эксперты, поясняют, что для подготовки таких рекомендаций специалисты ВОЗ изучают активность того или иного вируса и выясняют, какие изменения с ним произошли. Например, B/Phuket циркулирует уже достаточно давно, не изменяется и потому на протяжении нескольких лет входит в состав вакцин.  

Вакцина против гриппа призвана защитить от вирусов, которые, как полагают эпидемиологи, будут наиболее активны в предстоящем сезоне. Трехвалентные вакцины, самые распространенные в мире, служат для защиты от трех вирусов гриппа: двух штаммов А и одного В. Четырехвалентные вакцины, рекомендованные ВОЗ в этом году, предназначены для защиты уже от четырех видов гриппа — к прежним штаммам добавляется еще один вирус B.  

Вакцинация против гриппа повышает сопротивляемость организма вирусу, облегчает течение болезни и предотвращает возникновение осложнений, так, из 100 привитых 65-90 не заболеют гриппом, 15-20 не заболеют ОРВИ. Важно знать, вирус гриппа постоянно видоизменяется, поэтому прививку против гриппа нужно делать ежегодно!

При подготовке информации использованы материалы ВОЗ

свернуть

Осторожно коронавирус

Памятка
развернуть

У ВАШЕГО АНГЕЛА НЕТ КРЫЛЬЕВ

ОСТАВЛЯТЬ ОКНА ОТКРЫТЫМИ ОПАСНО!!
развернуть

Уважаемые родители! 


Жизнь и здоровье детей - самое ценное для каждого человека и страны. Не позволяйте несчастным случаям и травмам причинить вред детям. Наши дети хотят познавать окружающий мир, их любознательность иногда не знает границ, а окна, как экран в большой мир, привлекают ребенка и становятся опасными. Каждый год растет количество несчастных случаев, когда дети выпадают из окон.

«Существует особенности пропорции тела у взрослых и детей. У ребенка соотношение веса головы к остальной части тела значительно больше, чем у взрослых. Поэтому ребенок так легко катится кубарем вниз», пишет известный детский врач Леонид Рошаль. 

Мы, взрослые, должны защитить своих детей от опасности, самое главное – не оставляйте детей без присмотра на длительное время! Продумайте, правильно ли расставлена мебель в жилых комнатах, кухне, ванной комнате, где может таиться опасность для малыша? Воспитывайте ребенка своим примером: не ставьте его на подоконник, не поощряйте самостоятельного лазания туда, строго предупреждайте даже попытки таких «игр». Объясните ребенку, что можно, а что нельзя, как вести себя на лестнице и в помещениях, не оставляйте стулья рядом с оконными проемами. Оснастите все открывающиеся элементы окна, через которые ребенок может выпасть, специальными устройствами. Это могут быть ручки с ключом, специальные «детские» замки или ограничители открывания.  Организуйте расстановку мебели в доме таким образом, чтобы ребенок не мог сам самостоятельно забраться на подоконник и открыть окно, заказывайте оконные блоки с «безопасным стеклом».


Не будьте беспечны, берегите детей!

 

свернуть

Аллергия

Во всех странах мира, особенно с высокоразвитой промышленностью, аллергические болезни являются серьезной проблемой для здоровья общества. Особенно подвержены аллергии дети, а заболевания взрослых, хотя и могут начаться в любом возрасте, как правило, имеют источники в детстве. Несмотря на определенные достижения в лечении аллергических болезней, их результаты оставляют желать лучшего. По общепринятому мнению, успехи в борьбе с аллергическими болезнями во многом зависят от понимания больными и родителями больных детей сути аллергического заболевания, знания современных методов лечения, мероприятий по предупреждению развития аллергии.
Это не значит, что наличие определенного уровня знаний позволяет заниматься самолечением. Но в сотрудничестве с врачом эти знания помогут правильно распознать болезнь и добиться наилучших результатов лечения.
развернуть

 Что такое аллергия?

Аллергия – измененное состояние организма, при котором наблюдается повышенная чувствительность к различным чужеродным веществам. Защиту организма от чуждых ему веществ (антигенов), в том числе инфекций, осуществляет система иммунитета, её клетки – лимфоциты, а также белки крови – иммуноглобулины (ИГ). 

ИГ образуют защитные вещества – антитела, которые, вступая в реакцию с антигенами, разрушают их, тем самым предупреждая повреждения тканей. Уже при рождении иммунная система нацелена на продукцию различных типов антител к миллионам окружающих нас разнообразных веществ, распознает их и формирует реакции защиты от внедрения и вредного воздействия антигенов. 

При аллергии иммунитет, вместо защитных ИГ, образует особые ИГ класса Е, на базе которых строятся аллергические антитела-реагины. Взаимодействуя с аллергенами, реагины приводят к ненормальной реакции, повреждающей отдельные органы и ткани. Такие реакции называют сверхчувствительностью, иначе говоря, аллергией.

Какую роль играет наследственность в развитии аллергии?

Аллергия развивается не у всех людей, а только у тех, кто к ней предрасположен, т.е. имеет аллергическую конституцию, проявляющуюся в склонности к повышенной продукции ИГ Е-антител. Готовность к развитию аллергии передается по наследству. Это подтверждается наличием в большинстве случаев (70% и более) различных аллергических болезней у родственников больного аллергией. Роль семейной предрасположенности к аллергии подтверждают и другие факты. Например, если болен один из родителей, риск аллергического заболевания для ребенка оказывается в два раза ниже, чем в случае болезни матери и отца.

Описанный нами вид аллергии называется атопией. Эта реакция может происходить в разных органах: если в коже, то возникают кожные формы аллергии, если в бронхах – бронхиальная астма, на слизистой оболочке носа – аллергический ринит.

Причины аллергических болезней. Аллергены.

Итак, вещества, способные вызвать аллергическую реакцию, а значит и аллергическое заболевание, называются аллергенами. В окружающей человека среде их существует великое множество. Самая большая группа аллергенов внешней среды – неинфекционные аллергены. Аллергенами могут быть пищевые продукты, домашняя пыль, перья подушек, шерсть и перхоть животных, пыльца растений, плесень, лекарства.

Дети первых двух лет жизни особенно подвержены аллергии к  пище. На первом году жизни главными пищевыми аллергенами являются коровье молоко и куриные яйца. После трех лет большинство детей приобретают устойчивость к пище, но увеличивается чувствительность к вдыхаемым аллергенам. В 3-4 года дети наиболее часто заболевают астмой. К школьному возрасту увеличивается процент детей с аллергическими насморками, в том числе вызванными пыльцой растений.

Аллергию вызывает очень большое число аллергенов и раздражителей. В наш век высоких технологий и экологического неблагополучия мы всё чаще вдыхаем, едим аллергенные вещества, соприкасаемся с ними.

С каким бы аллергическим заболеванием мы не столкнулись, для правильного лечения нужно как можно раньше его выявить, иначе говоря, поставить диагноз. Именно ранний и точный диагноз обеспечит своевременное и точное лечение. Начальным и главным этапом диагностики является выяснение подробных сведений о больном и его семье, о развитии болезни – сбор аллергологического анамнеза. Беседа с врачом позволяет не только заподозрить конкретное аллергическое заболевание, но во многих случаях и выявить аллерген, раздражитель, построить схему дальнейшего обследования пациента. Тщательный расспрос дает очень важную информацию.

                        Какие вопросы требуют первоочередного выяснения?

  • Состояние здоровья родственников, наличие у них аллергических болезней и реакций;
  • Детальное описание признаков болезни и условий, при которых они возникают;
  • Наличие связи между проявлениями болезни и воздействиями факторов внешней среды (пища, контакт с животными, инфекции дыхательных путей, физическая нагрузка, эмоции и др.);
  • Привычки и домашние традиции, в том числе касающиеся питания;
  • Условия, в которых живет ребенок (скученность, сырость в помещении, курение, наличие животных, аквариума);
  • Лекарства и лечебные препараты, которые используются при обострении болезни, их эффективность и нежелательное действие.

    Следующие этапы диагностики: врачебный осмотр, лабораторные и специальные методы исследования.

    В заключении можно сказать, что выявление причины аллергии – задача далеко не легкая, поиск аллергенов похож на работу детектива и зачастую требует времени. Бывают неожиданные находки, успех возможен там, где его не ожидаешь. Но, несмотря на встречающиеся трудности, как врачу, так и больному следует запастись терпением.   Только в тесном партнерстве с врачом,  больной ребенок и его родители, имеющие достаточные знания по вопросам аллергии,  могут добиться успеха в её распознавании, а значит, и в лечении.

 

Врач-педиатр УЗ «15-я городская детская поликлиника»                                                                      Чаушник Светлана  Петровна

свернуть

Суицидальное поведение среди несовершеннолетних

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом.
развернуть

Cуицид несет несколько функций: избегание болезненной или непереносимой ситуации, самоубийство выступает вызовом или посланием к окружению. Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности. Оно включает в себя суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, суицидальные покушения и попытки.

По данным ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) около 20% самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. Число же суицидальных действий и намерений гораздо больше. Отмечается, что до 12 лет суицидальные попытки чрезвычайно редки. С 14-15 лет суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет. Лишь у 10% детей и подростков имеется истинное желание покончить с собой, в 90%  суицидальное поведение – это «крик о помощи». Неслучайно, 80% попыток совершается дома, причем в дневное и вечернее время, крик этот адресован, прежде всего, близким людям.

 

Виды суицидального поведения

 

Демонстративное суицидальное поведение это разыгрывание театральных сцен с изображением попыток самоубийства, без намерения  действительно покончить с собой, иногда с расчетом, что вовремя спасут. Все действия предпринимаются с целью привлечь или вернуть утраченное к себе внимание, разжалобить, вызвать к себе сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей, или, наконец, наказать обидчика, доставить ему серьёзные неприятности. Следует, однако, учитывать, что демонстративные по замыслу действия могут обернуться роковыми последствиями. В среднем каждая четвертая демонстративная суицидальная попытка заканчивается самоубийством по неосторожности.

 Аффективное суицидальное поведение. Сюда относят попытки, совершаемые на высоте аффекта, который может длиться всего минуты, но иногда в силу напряженной ситуации может растягиваться на часы и сутки. В какой-то момент здесь обычно мелькает мысль, чтобы расстаться с жизнью, или такая возможность допускается.

Истинное суицидальное поведение – это обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению подростка, была эффективной.

Суицидальные действия у детей и подростков часто носят демонстративный характер и могут приобрести черты «суицидального шантажа». Однако, именно в подростковом возрасте дифференциация между истинными покушениями и демонстративными действиями бывает чрезвычайно затруднена.

Что может привести подростка к суицидальным действиям? Суицидальные мотивы:

  1. Личностно-семейные: хронические семейные конфликты;  развод родителей; болезнь, смерть близких; одиночество, неудачная любовь; половая несостоятельность; оскорбление, унижение со стороны окружающих и т.д.;

  2. Состояние здоровья: психические заболевания, соматические заболевания;
  3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением: опасение уголовной ответственности, боязнь иного наказания или позора (изнасилование, нежелательная беременность);
  4. Конфликты, связанные с учебой;
  5. Материально-бытовые трудности семьи.

Группа риска среди подросткового возраста:

- подростки, имеющие предыдущую (незавершенную) попытку суицида;

- подростки, демонстрирующие суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;

- подростки, имеющие тенденции к самоповреждению;

- склонные к употреблению спиртных напитков подростки (риск очень высок – 50%);

- подростки с хроническим употреблением ПАВ;

- подростки, страдающие аффективными расстройствами, особенно тяжелыми депрессиями;

- подростки, страдающие хроническими или фатальными заболеваниями (в том числе, когда данными болезнями страдают значимые взрослые);

 

 

- подростки, переживающие тяжелые утраты (смерть родителей, друга, прародителей), в течение первого года после утраты;

- подростки, у которых выраженные семейные проблемы (семейное насилие, развод родителей и др.).

 

Признаки суицидального поведения

Как заметить, если что-то происходит с подростком не так?

Решение о суициде у детей не приходит мгновенно, обычно оно вызревает дни или недели. И всё это время он будет всеми возможными способами подавать окружающим сигналы, что бы другие увидели его боль, остановили, предупредили его.

1. Словесные признаки, то, что можно почерпнуть из контекста беседы:

- сообщения о чувстве беспомощности (Например,  «Я не могу это выносить!»), безнадежности;

- беседы, которые можно понимать, как прощание с жизнью (Например, «Без меня вам будет легче», «В следующем году меня здесь уже не будет»);

- шутки о желании умереть;

- сообщения о конкретном плане;

- самообвинения и обвинения других людей.

  1. Поведенческие признаки:

- резкие изменения в поведении и внешности ребенка (то, что ранее ему не было свойственно);

- потеря интереса к любимым занятиям;

- безосновательное снижение успеваемости;

- отказ от посещения школы;

- самоизоляция от семьи, близких людей, друзей;

- написание «записок-завещаний»;

- раздача своих вещей, приведение в порядок своих дел;

- поглощенность темой смерти в литературе, живописи, музыке.

  1. Эмоциональные признаки:

- перемены настроения;

- переживание горя, чувства вины, печали, собственной малозначимости.

     Как вести беседу с подростком, если Вы заподозрили что-то неладное или он сам заявил об этом?

- беседа с подростком должна осуществляться в первые минуты после выявления суицидальных намерений;

-  важно сохранять понимающую и вежливую позицию, внимательно выслушать, дать возможность ему выразить свои эмоциональные проблемы;

-  следует избегать «дешевых» утешений или упреков (Например, «Подумал ли ты о своих родителях?»),  взрослый должен стать «адвокатом»  ребенка, а не «судьей»;

- дать необходимые объяснения (Например, «Подобные ситуации встречаются часто, но другие люди находят из них альтернативный выход»), говорить о дружеских отношениях, о том, что вы его любите, что в любой момент он может рассчитывать на Ваше понимание, поддержку, помощь;

- временно исключить подростка из стрессогенной ситуации.

Где искать помощь, если Вы видите, что ребенок не справляется со своим состоянием и вашей помощи недостаточно?

Необходимо обратиться за помощью к специалистам: врачу-психиатру или психологу.

Телефоны доверия и экстренной психологической помощи:

  1. Телефон доверия для детей и подростков: +375 17 263 03 03
  1. Детская телефонная линия помощи: 8-801-100-16-11. Ежедневно. Круглосуточно. Анонимно.

 

Информацию подготовила психолог

УЗ «Городской клинический детский психиатрический диспансер»                                                    Могдалева Е.И.

свернуть

КОМПЬЮТЕРЫ И ЗДОРОВЬЕ

Широкое распространение компьютеров в мире вызвало целый ряд жалоб на здоровье пользователей ПК и одно из них приходится на заболевания глаз. Зрительная нагрузка возрастает из-за необходимости постоянного перемещения взгляда с экрана на клавиатуру и бумажный текст. Блики на экране монитора, неправильное расстояние от глаз до экрана, чрезмерно большая яркость экрана усугубляют ситуацию. Статичная поза во время работы, повторяющиеся движения и нерациональная организация рабочего места могут приводить к возникновению расстройств скелетно-мышечной системы пользователя ПК, которые сопровождаются многочисленными симптомами – головные боли, пульсирующие боли в глазах, затуманивание зрения и т.д.

Кроме того, компьютеры – это источник электромагнитных излучений. Электромагнитное излучение, создаваемое компьютерами, при определенных условиях может представлять повышенную опасность для детей, подростков и взрослых. С целью снижения воздействия ПК на пользователя рекомендуется ограничение времени работы за компьютером, обязательные паузы во время работы и пр.

При организации рабочего места пользователя ПК необходимо иметь в виду, что минимальное расстояние от экрана до оператора около 50-70 см (длина вытянутой руки), а ближайших рабочих мест от боковой и задней стенок монитора – не менее 1,5 м, клавиатура и руки оператора также должны быть расположены на максимально возможном расстоянии от монитора.

ПК имеют трехпроводный кабель и вилку с заземляющим контактом. Это сделано для электробезопасности и снижения уровней электромагнитных полей. Если вы не знаете точно, какой источник питания используется в вашем доме, обратитесь в местную энергетическую организацию для приведения электропитания в соответствии с требованиями электробезопасности.

Помещение, где устанавливается ПК, должно быть оборудовано защитным заземлением (занулением) и двухполюсной розеткой (с заземленным контактом), подключенной к электрической сети переменного тока промышленной частоты напряжением 220 В и частотой 50 Гц.

Приоритетными и наиболее безопасными при использовании являются жидкокристаллические мониторы, входящие в состав ПК. Необходимо проявлять осторожность при установке в помещении, где эксплуатируется компьютерная техника, дополнительного оборудования со значительным энергопотреблением (кондиционеры, электронагреватели и т.п.). Не рекомендуется располагать рабочие места с ПК вблизи электрических силовых кабелей, электрических щитков, трансформаторов и других приборов с большим энергопотреблением.

Режим пользования ПК регламентируется Санитарными правилами и нормами 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы». Соблюдение изложенных в этом документе требований позволяет создавать безопасные и комфортные условия для работы на ПК детей и взрослых. Время работы с компьютером необходимо ограничивать. Продолжительность непрерывной работы на ПК для детей 5 лет допускается не более 7 минут, для детей 6 лет — 10 минут, для детей 7-9 лет – 15 минут, для детей 10-12 лет – 20 минут, для детей 13-14 лет – 25 минут, для детей 15-16 лет – 30 минут. Между занятиями должны быть предусмотрены перерывы не менее 10 минут.

Особое внимание необходимо уделить влиянию компьютера на детский организм. Вред детскому организму может нанести и чрезмерное использование особых технологий, получивших название виртуальной реальности. У детей, которые с раннего возраста чрезмерно увлеклись компьютерными играми, выявлен новый вид заболевания – синдром видеоигровой эпилепсии. Кроме физических недомоганий, описанных выше, у таких детей отмечено развитие негативных черт характера: подозрительность, мнительность, враждебно-агрессивное отношение к близким, вспыльчивость.

Ведущий инженер лаборатории 

физических факторов ГУ РЦГЭиОЗ Н.К.Бабель

источник

свернуть

Если вдруг укусил друг!

На сегодняшний день бешенство является большой проблемой
развернуть

На сегодняшний день бешенство является большой проблемой по всему земному шару, в первую очередь потому что, эта болезнь является неизлечимой.Это инфекционное заболевание встречается в более чем в 150 странах мира, на всех континентах, кроме Антарктики.

В подавляющем большинстве случаев источником инфекции выступают собаки и кошки, в том числе живущие в домашних условиях, но резервуаром инфекции в природных условиях являются все теплокровные животные. В структуре заболеваемости животных в Республике Беларусь наибольший удельный вес принадлежит диким животным. Доминирующий вид – лисица. Тем не менее, в 2017 году в Московском районе г.Минска за антирабической помощью в связи с контактом с животным, больными бешенством, обратилось 6 человек, из которых 2 человека имели контакт с лисой, 1 - с домашней собакой, 3 – с домашней кошкой. Все случаи контактов были за пределами города Минска. В таких случаях, пострадавшим людям назначается курс антирабических прививок с введением антирабического иммуноглобулина. Чем раньше после контакта, укуса или ослюнения начат курс лечебно-профилактических прививок, тем ниже вероятность развития заболевания.

Инкубационный период (время от момента заражения до появления первых клинических симптомов) у данной инфекции бывает разным, от месяца до года, но в основном составляет 2-3 месяца. К моменту появления клинических симптомов вирус широко распространяется в центральной нервной системе, и инфекция становится смертельной. Но, бешенство – это на 100% предотвратимая с помощью вакцин инфекция. Курс антирабической вакцинации состоит из 6 вакцинаций и длится он 3 месяца (дозы вводятся в день контакта/обращения, на 3,7,14,30 и 90 день).

Следует обратить внимание, что от укусов чаще страдают дети, которым необходимо избегать ненужных контактов с животными. Особые меры предосторожности следует принимать при контакте с дикими животными, в том числе грызунами, во время отдыха на природе.

Однако,большую значимость в распространении инфекции имеют домашние животные укусам, оцарапываниям или ослюнениям которых не придают особого внимания. Чтобы максимально себя обезопасить и гулять с питомцами ничего не опасаясь, следует ежегодно прививать своих домашних животных от бешенства в ветеринарных клиниках.

Если ваше животное укусило человека, не убегайте, а сообщите пострадавшему свой адрес и доставьте собаку или кошку для осмотра и наблюдения ветеринарным врачом ветеринарной станции. Наблюдение за животным длится 10 дней, и если по истечении 10 дней животное живо и здорово, то курс антирабических прививок можно прекратить.

Будьте бдительны, проведите вакцинацию домашних животных, избегайте контакта с дикими животными. Находясь в лесу, будьте осторожны, дикие животные, инфицированные бешенством (лисицы, барсуки, волки) могут быть агрессивными или же наоборот ласковыми, особенно лисы.

В последнее время эпидемиологическизначимым резервуаром в некоторых частях мира (например, в Америке и Австралии) стали летучие мыши. Это нужно помнить при планировании и совершении туристических поездок, а также при сплеотуризме.

С профилактической целью иммунизацию проводят тем, кто имеет высокий риск заражения бешенством: ветеринарные работники, егеря, охотники, лесники, лица, выполняющие работу по отлову и содержанию животных. Профилактический курс вакцинации состоит из трех прививок, которые делают в день обращения, 3 и 7 день. Затем поддерживающая инъекция выполняется через 1 год, а далее каждые 5 лет.

 Берегите себя и своих близких!

Врач-эпидемиолог ПЭО ГУ «ЦГиЭ Московского района г .Минска» 

Анастасия Александровна Булицкая

свернуть