ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА НЕТ НИЧЕГО ПОЛЕЗНЕЕ ЧЕЛОВЕКА
Для одаренных подростков, юношей, девушек участие в олимпиадном движении часто воспринимается как испытание, сопровождается волнением и тревогой. Для того чтобы оптимизировать мотивацию, снять напряжение, помочь ученикам обрести дополнительные ресурсы, важно провести для них занятия, в процессе которых они познакомятся, обретут поддержку друг в друге, научатся снимать эмоциональное напряжение. Познакомьтесь с рядом упражнений, которые могли бы войти в содержание такого занятия.
Упражнение для знакомства друг с другом
«Пишем, как Агата Кристи». Участники разбиваются на пары, выбирая в партнеры, того, кого не знают. Предлагаем ребятам лучше узнать друг друга необычным способом. Для этого им придется постичь язык вещей. Каждый участник показывает партнеру 4-6 личных предметов. При этом никто ничего не говорит. Партнеры должны будут по этим личным предметам сделать заключение и ответить письменно на вопрос: «Что за человек передо мной?». После этого партнеры представляются друг другу по имени, зачитывают свои заметки и делятся впечатлениями от услышанного, отмечая, чего, по их мнению, не хватает в описании. Затем участники собираются в круг и каждый представляет группе своего партнера.
Объединяющее упражнение
«Рассказываем истории». Прочтите ребятам историю. Дайте инструкцию: «Выслушайте внимательно историю. Задавайте вопросы, на которые можно ответить вам да или нет. Отбрасывайте ненужную информацию. Выстраивайте логическую цепочку, основываясь на правильных ответах. Раскройте смысл описанной ситуации».
Один студент рассказывает другому: «Вчера баскетбольная команда нашего колледжа выиграла встречу по баскетболу со счетом 76-40. Интересно, что ни один баскетболист в этом матче не забросил ни одного мяча. (Играли женские команды)
Вчера моя жена была в театре. Шла скучнейшая пьеса. Она не выдержала и ушла со второго акта. После ее ухода разразился ужасный скандал. (Жена была исполнительницей главной роли)
Девятиклассник выходит из большого дома. Несет в руке предмет. Навстречу ему друг. Спрашивает: «Шесть?». «Нет, семь». О чем разговор? (О струнах гитары)
Упражнения, помогающие стать принятым и признанным
«Бег рук». Участники разбиваются на команды по шесть человек. Каждая команда образует круг. Все игроки вытягивают правые руки к центру и кладут ладони одна на другую. Затем участники перекладывают ладони: самая нижняя рука начинает путешествие наверх, за ней рука второго игрока, которая теперь оказалась снизу и т.д. Причем в один и тот же момент двигать рукой может только один игрок. После того как члены команд научатся работать быстро и слаженно, начинаются соревнования между командами, кто быстрее изменит положение рук. Когда команда успешно завершит перегруппировку, все игроки должны закричать в один голос: «Готово». Сыграйте несколько раз и спросите ребят, как изменились их ощущения от рук партнеров.
Для удобства отслеживания окончания соревнования можно пометить руку первого игрока крестиком. Если у вас достаточно времени, то проведите соревнования с левыми руками или с обеими, что довольно трудно.
Упражнение «Я тоже».
Участники группы произвольно рассаживаются на полу по кругу. В центре круга располагается ведущий. Он внимательно наблюдает за сидящими вокруг него детьми. Ведущий должен заметить какую-то общую для некоторых игроков (бросающуюся в глаза) деталь, но не называть ее вслух, а произнести лишь имена людей, к которым она относится, и попросить их встать рядом с собой. Оставшиеся сидеть игроки должны определить, что же сходное есть во всех вызванных в середину круга людях. Тот, кто догадался первым, становится новым ведущим и выходит на середину. Игру важно провести несколько раз, чтобы каждый игрок был выбран хоть однажды.
Сначала общей чертой может быть какая-то характерная деталь внешности, одежды. Постепенно усложняйте принцип отбора. В центр круга выходят только девочки, только смешливые игроки, те, чье имя содержит определенную букву и т.д.
Упражнение, способствующее рождению в группе доверия вместо конкуренции.
«Мастер». Участники группы расходятся по игровому залу. Объясните всем правила игры. Каждый участник с закрытыми глазами отправляется на поиски мастера. В начале игры никто не знает, кто является мастером. Дети должны услышать от взрослого, что вы стоите на страже с открытыми глазами и внимательно следите за тем, чтобы все были в полной безопасности.
Все члены группы с закрытыми глазами начинают движение по комнате. Педагог в это время кладет одному из участников руку на плечо, не говоря при этом ни слова. Так педагог выбирает Мастера. У него есть некоторые привилегии: во время игры он может молчать и открывать глаза. Мастер знает, что все его ищут. Все идут с закрытыми глазами друг мимо друга, держа руки перед собой ладонями наружу. Когда два игрока встречаются, они спрашивают друг друга: «Мастер?». Мастер не отвечает. Игрок, обнаруживший мастера, может открыть глаза, положить мастеру руку на плечо и идти за ним. Следующий нашедший мастера в свою очередь открывает глаза и присоединяется к ним и так далее. Все участники, идущие за мастером, также должны молчать. Через некоторое время за Мастером идет вся группа учеников в одной цепочке.
Это замечательная символическая игра, которая помогает лучше почувствовать единство и сплоченность группы.
Еще Спиноза понял и произнес на века слова, что для человека нет ничего полезнее человека. Мы можем перефразировать эти слова, уточнив их смысл так: «Нет ничего полезнее одаренному ученику, чем вдумчивый и озорной педагог, вживающийся в его интересы и мировосприятие».