АКТЕР

Характеристика процесса труда. Выражает создаваемый им образ при помощи слов и действий на сцене. Доносит до зрителя содержание, эмоциональную глубину произведения, передает художественные образы различных героев, воссоздает художественный образ персонажа на сцене и съемочной площадке.

Передает посредством актерского мастерства различные эмоции (голосовые интонации и тембры, движения, мимику, жесты, пластику). Воссоздает образ персонажа с помощью интонационной окраски, темпа и ритма произнесения фраз или стихотворных строф.

Ведет концертные программы, занимает зрителей в паузах, по-новому преподносит новый номер программы (конферансье). Осуществляет дубляж отечественных и зарубежных фильмов.

Сфера деятельности. Театры, дворцы культуры, киноконцертные залы; филармонии, кино- и радиостудии; социальные организации (детские центры творчества и досуга); образовательные учреждения.

Требования профессии к человеку. Актерские способности (умение перевоплощаться в различные образы независимо от своих личностных особенностей); творческие способности; чистая, ясная дикция, четкая и выразительная речь, наличие красивого, сильного голоса и умение им управлять; хорошая память, умение распределять и переключать внимание. Умение свободно и раскованно двигаться, танцевать; экспрессивность (выразительность), эмоциональность, умение импровизировать, интуитивность, настойчивость, обладание высокой работоспособностью.

Медицинские противопоказания. Нарушения опорно-двигательного аппарата, нервно-психические заболевания, хронические заболевания верхних дыхательных путей, хронические заболевания, связанные с нарушением функции голосового аппарата, заболевания органов слуха и зрения.

Профессиональная подготовка. Среднее специальное или высшее образование по специальности «актерское искусство».

свернуть

БИБЛИОТЕКАРЬ-БИБЛИОГРАФ

Характеристика процесса труда. Библиограф (от греч. biblion – книга, grafo – пишу) работает с книгами, газетами, журналами, кинофотодокументами.

Составляет карточки, в которых дается ряд признаков каждого издания: автор, заглавие, издательство, год издания, число страниц и т.д. Из паспортов составляет каталоги и различные тематические картотеки, позволяющие учитывать новые поступления. Анализирует печатные издания, систематизирует по фамилиям авторов и названиям сборников, по времени издания и по проблематике содержания.

Рекомендует читателям те или иные источники, уточняет библиографические данные, проверяет наличие издания в библиотеке, помогает составить библиографический список, дает письменный ответ по тому или иному вопросу.

Проводит обзоры литературы, информирование специалистов библиотеки о новой литературе, принимает участие в научно-методической и исследовательской работе.

Библиотекарь обеспечивает подбор необходимой читателям литературы, быстрое выполнение их заявок. Выдает литературу по абонементу и в читальные залы, изучает запросы читателей в целях оказания им помощи в выборе литературы. Участвует в комплектовании фонда библиотеки, обработке литературы и составлении каталогов, в работе по учету и хранению фонда, в пропаганде книг, в научно-исследовательской и научно-методической работе библиотеки.

Сфера деятельности. Публичные и научные библиотеки, библиотеки при учреждениях образования, отделы научно-технической информации на производстве или в НИИ, патентные бюро и отделы.

Требования профессии к человеку. Умение распределять и переключать внимание; быстро ассоциировать цифры с названиями отделов библиотечных фондов, фамилии авторов с наименованиями книг; наличие хорошей зрительной и ассоциативной памяти; хорошее зрение.

Медицинские противопоказания. Заболевания опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, аллергия; хронические заболевания с тяжелым течением; понижение остроты зрения и слуха (учитывается степень).

Профессиональная подготовка. Среднее специальное или высшее образование по специальности «библиотековедение и библиография».

свернуть

ВЕДУЩИЙ ПРОГРАММ НА РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИИ

Характеристика процесса труда. Ведет программы различной тематики в эфире теле-и радиовещания, концертно-развлекательные мероприятия.

Готовит разработку программы и выступает в эфире в качестве автора. Работает с участниками программы, совместно с режиссером оказывает им творческую помощь в овладении спецификой работы на телевидении (радио). Участвует в репетициях и записи, работает в прямом эфире.

Проводит беседы, интервью с гостями передач, информирует аудиторию  о важных событиях в сфере культуры, политики, экономики и т.д.

Рабочий день может быть ненормированным, возможна занятость в вечернее и ночное время.

Сфера деятельности. Радиостудии, телевидение, Дворцы культуры, концертные залы, театры, киностудии.

Требования профессии к человеку. Коммуникабельность; хорошая память и внимание; логическое мышление; правильная дикция и артикуляция, приятный тембр голоса; раскованность, энергичность, находчивость, решительность, чувство юмора, эрудированность, фотогеничность, выносливость, доброжелательность; обаяние, приятная внешность.

Медицинские противопоказания. Заболевания опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, аллергия, кожные заболевания; хронические заболевания с тяжелым течением; понижение остроты зрения и слуха (учитывается степень); дефекты речи.

Профессиональная подготовка. Высшее образование (желательно по специальности «журналистика»).

свернуть

ВОСПИТАТЕЛЬ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Характеристика процесса труда. Организует и проводит работу по развитию и воспитанию детей, готовит их к обучению в школе, проводит с ними сюжетно-ролевые игры, которые развивают ребенка и учат умению общаться со сверстниками, следит за состоянием и укреплением их здоровья, уделяет большое внимание физическим упражнениям и подвижным играм.

Обеспечивает выполнение установленного режима дня, помогает формированию навыков самообслуживания.

Ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье на собраниях, в индивидуальных консультациях, беседах, проводит дни открытых дверей, где родители не только наблюдают, но и учатся тем же методам и приемам, которыми пользуется воспитатель.

Сфера деятельности. Детские дошкольные учреждения.

Требования профессии к человеку. Организаторские способности, интерес и любовь к детям, наблюдательность, отзывчивость, внимательность, терпеливость, а также умение организовать работу в группе.

Медицинские противопоказания. Нервно-психические заболевания; выраженный логоневроз (заикание), тяжелые нарушения опорно-двигательной системы; кожные, аллергические заболевания; значительное понижение остроты слуха и зрения.

Профессиональная подготовка. Среднее специальное или высшее образование по специальности «дошкольное образование».

свернуть

ДЕЛОПРОИЗВОДИТЕЛЬ

Характеристика процесса труда. Организует работу с документами в соответствии со структурой своего предприятия, правилами общего делопроизводства.

Принимает и регистрирует корреспонденцию, направляет ее в соответствующие подразделения; ведет учет получаемой и отправляемой корреспонденции, картотеки прохождения документов; осуществляет контроль сроков прохождения документов; несет ответственность за каждый документ.

Сфера деятельности. Предприятия любого профиля и любой формы собственности, организации.

Требования профессии к человеку. Хорошая память и внимание; способность переключаться с одного вида деятельности на другой; грамотность; способность воспринимать большой объем информации, оперативно обрабатывать и классифицировать ее.

Медицинские противопоказания. Заболевания органов зрения и слуха, сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы; заболевания внутренних органов (печени, щитовидной железы и т.д.).

Профессиональная подготовка. Среднее специальное или высшее образование по специальности «документационное обеспечение управления и архивоведение».

свернуть

ДОКУМЕНТОВЕД

Характеристика процесса труда. Разрабатывает и внедряет технологические процессы работы с документами и документной информацией на основе использования организационной и вычислительной техники (учет, контроль исполнения, оперативное хранение, справочная работа).

Принимает участие в планировании, организации и совершенствовании деятельности службы документационного обеспечения управления; осуществляет контроль состояния делопроизводства; принимает меры по упорядочению состава документов и информационных показателей, сокращению их количества и оптимизации документопотоков; разрабатывает унифицированные системы документации и табели документов различного назначения и уровня управления, классификаторы документной информации.

Сфера деятельности. Организации, предприятия любого профиля и формы собственности.

Требования профессии к человеку. Хорошая память и внимание; способность переключаться с одного вида деятельности на другой; воспринимать большой объем информации, творчески ее осмысливать и анализировать, оперативно обрабатывать и классифицировать.

Медицинские противопоказания. Заболевания органов зрения и слуха, центральной нервной системы.

Профессиональная подготовка. Среднее специальное или высшее образование по специальности «документоведение и информационное обеспечение управления».

свернуть

ЖУРНАЛИСТ

Характеристика процесса труда. Занимается сбором информации (опрос, интервью, работа с документами, литературными источниками), ее анализом и интерпретацией, поиском наиболее значимых событий, явлений в различных сферах жизни общества, описанием полученной информации в соответствии с требованиями жанра, стиля, канонами литературы, подготовкой материала к публикации.

Пишет статьи для газет и журналов, теле- и радиопередач, создает на основе фактического материала небольшое, но законченное литературное произведение. Занимается литературной обработкой материала с учетом жанрового своеобразия, стилистической подачи фактов, журналистских приемов (в письменной и устной форме).

Работа журналиста связана с частыми разъездами и командировками.

Сфера деятельности. Редакции газет и журналов, теле- и радиокомпании, литературные союзы, агентства новостей.

Требования профессии к человеку. Коммуникативные навыки; умение анализировать информацию; хорошая память и внимание; гибкость мышления; хорошо развитая грамотная речь; ярко выраженные творческие способности, ответственность.

Медицинские противопоказания. Хронические заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем; значительные дефекты речи; нарушение функций опорно-двигательного аппарата; значительное снижение слуха и зрения.

Профессиональная подготовка. Высшее образование по специальности «журналистика».

свернуть

КОПИРАЙТЕР

Характеристика процесса труда. Создает рекламный текст, способствующий продаже товара; привлекает клиентов рекламой, которая должна принести рекламодателю максимальную прибыль; занимается описанием товаров или услуг для каталога или интернет-сайта; заботится о продвижении рекламного текста, создает и расширяет клиентскую базу.

Компонует рекламу, обсуждает с дизайнером идеи иллюстраций и графики, доходчиво рассказывает о товаре, создает слоганы, то есть краткие запоминающиеся фразы, обращения для рекламных компаний. Например: «Лоск» есть – пятен нет», «Сделай паузу – скушай «Твикс». Они могут быть использованы в качестве заголовков к рекламным статьям, телероликам, билбордам.

Сфера деятельности. Предприятия и организации, рекламные агентства и фирмы, отделы рекламы какой-либо компании.

Требования профессии к человеку. Развитое аналитическое мышление и воображение; наблюдательность, способность видеть новизну, принимать оригинальные решения; литературно-художественные способности, художественный вкус. Умение работать с клиентами, эмоциональная устойчивость, целеустремленность, находчивость, коммуникабельность, проницательность, отзывчивость, хорошие манеры и внешность.

Медицинские противопоказания. Заболевания органов зрения и слуха, заболевания центральной нервной системы.

Профессиональная подготовка. Высшее образование (желательно филологическое, журналистское). Желающие стать копирайтером могут начать обучение этой профессии самостоятельно, используя соответствующие пособия и справочники по рекламному бизнесу.

свернуть

КОРРЕКТОР

Характеристика процесса труда. Проверяет соответствие набранного текста оригиналу при чтении корректурных оттисков.

Исправляет орфографические, пунктуационные, стилистические и технические ошибки, допущенные при наборе и перепечатке рукописей. Проверяет правильность набора текста, заголовков, примечаний и других выделенных частей издания в соответствии с общими правилами полиграфического производства и указаниями технического редактора. Подписывает рукописи в набор, издания в печать.

Вносит исправления в оттиски в соответствии с оригиналом и техническими правилами набора; проверяет подписи под рисунками, правильность написания терминов, символов, формул; устраняет неправильную разбивку текста на абзацы; следит за тем, чтобы соблюдалось единообразие слов, их написание.

Все указания об исправлении ошибок корректор делает на полях оттиска с помощью корректурных знаков, которые показывают наборщику, какие изменения должны быть внесены.

Сфера деятельности. Издательства и типографии.

Требования профессии к человеку. Хорошая память и внимание; эрудированность, высокая грамотность, собранность, вдумчивость, добросовестность, терпеливость, острота зрения.

Медицинские противопоказания. Заболевания центральной нервной системы, органов зрения и слуха, нарушение цветоразличения.

Профессиональная подготовка. Высшее филологическое образование.

свернуть

КОРРЕСПОНДЕНТ

Характеристика процесса труда. Корреспондент (от лат. correspondere – отвечать, осведомлять) – сотрудник средств массовой информации.

Оперативно и достоверно освещает события на радио и телевидении. Для этого выезжает на место события в стране и за рубежом. Подготавливает и ведет теле- и радиорепортажи с мест событий, готовит материалы внештатных авторов (выступления общественно-политических деятелей, деятелей науки и культуры, бизнесменов).

Редактирует авторские материалы, контролирует правильность фактических данных, работает с письмами телезрителей и радиослушателей, поступающими в редакцию.

Работа предполагает разъезды, командировки, может проходить в различное время суток, в выходные и праздничные дни.

Сфера деятельности. Средства массовой информации, теле- и радиостанции, информационные агентства.

Требования профессии к человеку. Умение быстро адаптироваться в новых условиях, легко вступать в контакт с незнакомыми людьми, умение расположить к себе и вызвать на откровенный разговор; развитое зрительное восприятие; образное, логическое  мышление;  коммуникативные навыки и умения; грамотная речь, умение ясно излагать мысли и точно формулировать вопросы; мобильность, наблюдательность, эрудиция. Желательна приятная внешность.

Медицинские противопоказания. Хронические заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем; заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функций и ограничением подвижности; значительное снижение слуха и зрения; дефекты речи.

Профессиональная подготовка. Высшее образование в области журналистики, филологии, педагогики, культуры и искусства, спорта, других гуманитарных и социально-экономических наук.

свернуть

ПЕДАГОГ – ОРГАНИЗАТОР

Характеристика процесса труда. Изучает интересы и склонности детей и подростков. Занимается организацией общественно полезной деятельности совместно с коллективами учебно-воспитательных учреждений, учреждений культуры, искусства, спортивных организаций.

Участвует в создании и развитии сети кружков, секций, клубов, в организации летнего отдыха детей и подростков в учебно-воспитательных учреждениях и по месту жительства. Организует утренники, праздничные вечера, походы, экскурсии.

Пропагандирует здоровый образ жизни, помогает в изучении правил дорожного движения и противопожарной безопасности детьми и подростками.

Сфера деятельности. Учреждения образования всех типов, дома и дворцы молодежи, центры внешкольной работы, клубы школьника по месту жительства.

Требования профессии к человеку. Хорошая память и внимание; логическое мышление; эрудированность; развитое воображение, помогающее придумывать интересные занятия для детей; отзывчивость, выдержка, терпение, внимательность, наблюдательность, коммуникабельность, собранность.

Медицинские противопоказания. Бронхиальная астма; выраженный логоневроз (заикание); заболевания центральной нервной системы; снижение остроты зрения и слуха (учитывается степень).

Профессиональная подготовка. Среднее специальное или высшее педагогическое образование.

свернуть

РЕДАКТОР

Характеристика процесса труда. В переводе с латинского «redactus» – «приведенный в порядок».

Рассматривает рукописи и рецензии на них, подготавливает заключение о возможности издания рукописи в представленном виде или после доработки; проверяет выполнение авторами замечаний рецензентов, соответствие названий разделов их содержанию, точность фактов, цифр, цитат; устраняет логические ошибки, осуществляет литературное редактирование.

Занимается сбором информации, ее анализом, интерпретацией и оценкой, работает с документами, литературными источниками, ведет поиск наиболее значимых событий, явлений в различных сферах жизни общества, описывает полученную информацию в соответствии с требованиями жанра, стиля, канонами литературы, готовит материалы к публикации.

Сфера деятельности. Газеты, журналы, телерадиокомпании, литературные союзы.

Требования профессии к человеку. Хорошая память и внимание; логическое мышление; эрудиция; широкий кругозор; внимательность, точность, добросовестность.

Медицинские противопоказания. Заболевания органов зрения и слуха (учитывается степень); хронические заболевания органов дыхания, аллергия.

 Профессиональная подготовка Высшее филологическое образование или по специальности «журналистика», «издательское дело» и т.п.

свернуть

РЕЖИССЕР

Характеристика процесса труда. Руководит работой театрального (музыкального, хорового, хореографического) коллектива; участвует в организационно-творческих мероприятиях, в организации и проведении тематических вечеров, театрализованных праздников, народных гуляний. Находит соответствующие средства для творческого изображения действительности на сцене.

Вырабатывает собственное толкование пьесы или сценария и на его основе составляет режиссерский замысел, т.е. выявляет содержание спектакля, его жанр, внешнюю форму, ритм, характер и облик персонажей. Организует и компонует между собой все составные части зрелища: творчество актера, декорации, костюмы, музыку, освещение, звуковое оформление.

Сфера деятельности. Театры, киностудии, театральные студии, дворцы культуры.

Требования профессии к человеку. Художественный (эстетический) вкус; развитое воображение; аналитический склад ума; организаторские способности, умение находить контакт с разными людьми; артистичность, энергичность, общительность, доброжелательность, наблюдательность, терпение, самоконтроль.

Медицинские противопоказания. Заболевания нервной системы, органов зрения и слуха (учитывается степень); хронические заболевания органов дыхания, аллергия.

Профессиональная подготовка. Высшее образование по специальности «режиссура».

свернуть

СЕКРЕТАРЬ-РЕФЕРЕНТ

Характеристика процесса труда. Секретарь-референт – работник, ведающий документацией и текущими делами отдельного лица или учреждения, консультант по определенным вопросам.

Планирует рабочий день руководителя, участвует в подготовке и проведении деловых встреч и переговоров, отвечает на телефонные звонки, делает распоряжения по поручению руководства, осуществляет запись посетителей на прием.

Работает с документацией – анализирует письма и документы, систематизирует их по степени важности, составляет проекты приказов, ответы на письма и запросы, готовит информационные сообщения и рефераты по порученным вопросам. Стенографирует заседания, ведет протоколы, картотеку адресов организаций и лиц, с которыми ведется переписка или переговоры.

Рабочий день может быть ненормированным, возможны командировки.

Сфера деятельности. Организации, учреждения, предприятия любой формы собственности и профиля.

Требования профессии к человеку. Хорошая память и внимание; умение четко и ясно говорить, правильно строить фразы, лаконично выражать свои мысли; коммуникабельность, эмоциональная устойчивость, пунктуальность, аккуратность, тактичность, доброжелательность, ответственность, организованность.

Медицинские противопоказания. Сердечно-сосудистые заболевания; заболевания органов зрения и слуха, центральной нервной системы; дефекты речи.

Профессиональная подготовка. Высшее или среднее специальное образование по специальности «документационное обеспечение управления и архивоведение» или «документоведение и документационное обеспечение управления».

свернуть

СЦЕНАРИСТ

Характеристика процесса труда. Сценарий – это произведение, написанное как основа для театральной постановки или кино.

Сценарист пишет сценарии для кинофильмов, театральных постановок, праздников. Должен в совершенстве владеть различными литературными жанрами, уметь придумывать героев, составлять диалоги, сюжет.

Вырабатывает замысел произведения, продумывает сценарий (структура и развитие сюжета, поиск решения для выражения характера, эмоций героев), излагает сюжетную линию (план, конспект сценария), прорабатывает сцены (диалоги, ремарки, монологи).

Сфера деятельности. Киностудии, театры, телевидение, концертные залы, рекламные агентства, компании по организации праздников и шоу и др.

Требования профессии к человеку. Наличие литературных способностей, творческое воображение, богатая фантазия, художественный вкус, широкий кругозор, настойчивость, терпение, самокритичность, целеустремленность, высокая работоспособность, умение строить деловые отношения.

Медицинские противопоказания. Заболевания нервной системы, органов зрения и слуха (учитывается степень); хронические заболевания органов дыхания, аллергия.

Профессиональная подготовка. Высшее образование по специальности «литературная работа».

свернуть

ФИЛОЛОГ

Характеристика процесса труда. Филолог (гр.phylologos) специалист по филологии. Филология (гр. phileo люблю + logos слово) – совокупность наук, изучающих письменные памятники, тексты, по которым можно описать язык и литературу того или иного народа.

Занимается изучением языка, его природы, функций и внутренней структуры, изучает историческое развитие и классификацию языка и литературы, занимается преподаванием, созданием учебников и словарей, переводом с одного языка на другой.

Сфера деятельности. Работа в научно-исследовательских институтах, учебных заведениях, редакциях и библиотеках, различных общественных, культурных организациях в качестве преподавателя, научного сотрудника, литературного редактора или переводчика.

Требования профессии к человеку. Логическое мышление; способности к языкам, языковое чутье, грамотная, четкая устная и письменная речь; хорошая память и внимание; терпение, усидчивость, трудолюбие.

Медицинские противопоказания. Заболевания центральной нервной системы; заболевания органов зрения и слуха (учитывается степень).

Профессиональная подготовка. Высшее образование по специальности «филология».

свернуть