АРАНЖИРОВЩИК МУЗЫКИ

Характеристика процесса труда. Специалист, который обрамляет мелодию в музыкальную фактуру: сочиняет партии ударных (барабаны, перкуссия, хай-хэт, тарелки), баса, гитар, клавишных, струнных (контрабасы, виолончели, альты и первые скрипки, вторые скрипки), духовых (трубы, тромбоны, кларнеты, гобои, флейты, трубы, саксофоны и т.д.), а также партии вокального сопровождения (вокальной группы, хора) в соответствии с поставленной музыкальной задачей. Эти партии заносятся в партитуру в вертикальном порядке соответственно горизонтальной линии ритма.

Должен обладать композиторскими навыками, от его музыкального вкуса и таланта зависит стилевое направление и убедительность звучания музыкального произведения.

Сфера деятельности. Звукозаписывающие студии.

Требования профессии к человеку. Музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память; творческие способности (склонность к импровизации, гибкость мышления); развитое воображение; терпение, усидчивость, целеустремленность.

Медицинские противопоказания. Нарушение слуха.

Профессиональная подготовка. Высшее музыкальное образование.

свернуть

ДИРИЖЕР

Характеристика процесса труда. Осуществляет руководство коллективом музыкантов, оркестром, хором, ансамблем, оперной или балетной труппой в процессе подготовки и во время публичного исполнения ими музыкального произведения.

Обеспечивает ансамблевую стройность и техническое совершенство исполнения, стремится передать коллективу исполнителей свои художественные намерения, свое понимание произведения. Искусство исполнения музыкального произведения дирижером основано на специально разработанной системе движений рук дирижера. Важную роль в процессе дирижирования играет лицо дирижера, его взгляд, мимика.

Сфера деятельности. Специализированные музыкальные образовательные учреждения и учреждения культуры; телевидение, радио; камерные, симфонические, оперные оркестры; вокально-инструментальные, джазовые ансамбли; консерватории, филармонии.

Требования профессии к человеку. Наличие тонкого музыкального слуха; хорошая музыкальная память; чувство ритма; хорошая координация; развитая моторика (подвижность пальцев рук); артистические и творческие способности; развитое воображение. Усидчивость, терпение, целеустремленность; сильная воля; педагогические способности.

Медицинские противопоказания. Заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания с явлениями дыхательной недостаточности; снижение слуха; хронические заболевания любых органов и систем с частыми обострениями.

Профессиональная подготовка. Высшее музыкальное образование по специализации «дирижирование» (по направлениям).

свернуть

КОМПОЗИТОР

Характеристика процесса труда. Композитор (лат. compositio «составление, сочинение») – автор музыкальных произведений, человек, сочиняющий (пишущий) музыку.

Сочинение музыки должно соответствовать определенным правилам теории музыки. Это сложное ремесло, требующее знаний по гармонии, полифонии, оркестровке. Способствуют творческому процессу навыки импровизации. Желательно владение каким-либо музыкальным инструментом, предпочтительней фортепиано.

Сфера деятельности. Специализированные музыкальные учреждения; консерватории, филармонии.

Требования профессии к человеку. Музыкальный слух; чувство ритма; музыкальная память; терпение, усидчивость, целеустремленность; развитое воображение; творческие способности (склонность к импровизации, гибкость мышления).

Медицинские противопоказания. Нарушение слуха.

Профессиональная подготовка. Высшее музыкальное образование по специальности «композиция».

свернуть

КОНЦЕРТМЕЙСТЕР

Характеристика процесса труда. Передает замысел композитора, доносит его до слушателя посредством игры на музыкальном инструменте.

Работает с вокалистами и инструменталистами. Должен знать специфику исполнения, вокальный репертуар, уметь грамотно аккомпанировать.

Обеспечивает учебно-педагогический процесс в коллективах самодеятельного художественного творчества, подбирает учебный и концертный репертуар оркестров, ансамблей и солистов, организует и проводит репетиции, помогает разучивать солистам и инструменталистам их партии, аккомпанирует им во время концертных выступлений.

Может работать в оркестре, аккомпанировать солисту, выступать в качестве солиста-исполнителя, участвовать в постановках и проведении концерта, дирижировать исполнителями и т.д.

Сфера деятельности. Учреждения образования и учреждения культуры; камерный, симфонический, оперный оркестры; консерватории, филармонии, телевидение, радио.

Требования профессии к человеку. Наличие музыкального слуха; чувство ритма; музыкальная память; хорошая координация движений; развитая моторика (подвижность пальцев рук); усидчивость, терпение, целеустремленность; развитое воображение; творческие способности (склонность к импровизации); педагогические способности.

Медицинские противопоказания. Заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания с явлениями дыхательной недостаточности; снижение слуха; хронические заболевания любых органов и систем с частыми обострениями.

Профессиональная подготовка. Высшее или среднее специальное музыкальное образование.

свернуть

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОФОРМИТЕЛЬ

Характеристика процесса труда. Осуществляет музыкальное оформление фильма в соответствии с общим художественным замыслом.

Разрабатывает совместно с кинорежиссером, а при написании оригинальной музыки и с композитором, характер музыкального оформления будущего фильма, участвует в утверждении готовой оригинальной музыки, производит подбор и компиляцию (составление сочинений на основе чужих исследований, чужих произведений без самостоятельной обработки источников) необходимого для фильма материала.

Участвует в оркестровой записи музыкального материала, монтирует музыкальные фонограммы, производит подготовку всего музыкального материала для звукозаписи и обеспечивает его художественное качество, участвует в окончательном озвучивании фильма.

Сфера деятельности. Телевидение, радиостудии, киностудии, звукозаписывающие студии.

Требования профессии к человеку. Музыкальный слух; чувство ритма; музыкальная память; терпение, усидчивость, целеустремленность; развитое воображение; творческие способности (склонность к импровизации, гибкость мышления).

Медицинские противопоказания. Нарушение слуха.

Профессиональная подготовка. Высшее музыкальное образование.

свернуть

МУЗЫКОВЕД

Характеристика процесса труда. Изучает явления и процессы развития музыкального искусства в связях с различными сторонами общественной жизни, основные закономерности музыки, установившиеся в процессе ее исторического развития, композиционные средства и приемы (средства музыкальной выразительности), исследует вопрос о способах отражения действительности в музыке. Пишет и редактирует книги о музыке, критические статьи, готовит музыкальные радиопередачи.

Сфера деятельности. Педагогическая деятельность, редакции газет и журналов, теле- и радиокомпании.

Требования профессии к человеку. Аналитические способности; хорошая память и внимание; способность к быстрой обработке информации; тонкий художественный вкус и чутье; умение разбираться и в музыке прошлого и в музыкальных событиях и явлениях современности; свободное владение словом, умение излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Медицинские противопоказания. Нарушение слуха.

Профессиональная подготовка. Высшее музыкальное образование по специальности «музыковедение».

свернуть

НАСТРОЙЩИК ИНСТРУМЕНТОВ

Характеристика процесса труда. Производит точную настройку инструментов на стандартную высоту тона по камертону, выявляет и устраняет дефекты, влияющие на верность настройки (устраняет расшатанность клавиатуры, производит регулировку педалей, заменяет струны, переклеивает и заменяет пришедшие в негодность детали), проверяет звучание всего инструмента при помощи музыкальных интервалов и путем проигрывания музыкальных произведений.

Сфера деятельности. Предприятия по производству музыкальных инструментов, музыкальные школы, училища, школы искусств, общеобразовательные учреждения, дома культуры.

Требования профессии к человеку. Музыкальные способности; хорошо развитая мышечно-суставная чувствительность и координация движений рук; физическая сила и выносливость; концентрация и устойчивость внимания; аккуратность, терпение, настойчивость.

Медицинские противопоказания. Заболевания опорно-двигательного аппарата; аллергия; снижение слуха.

Профессиональная подготовка. Музыкальное образование.

свернуть

ВОКАЛИСТ (ПЕВЕЦ)

Характеристика процесса труда. Передает музыкальный замысел композитора и поэта, доносит эмоциональную глубину музыкального произведения до слушателя посредством использования различных техник пения (изменение тембров и голосовых интонаций).

Должен уметь исполнять произведение в различных стилях, на разных языках, понимать идею музыкального произведения и выражать его образ и эмоциональную глубину, работать индивидуально и в хоре.

Сфера деятельности. Филармонии, оркестры, дворцы культуры, телевидение, радиостудии, образовательные учреждения; социальные организации (центры досуга и творчества); театры, киностудии, звукозаписывающие студии.

Требования профессии к человеку. Наличие музыкального слуха; сильный, красивый голос; чувство ритма; музыкальная память; артистические и творческие способности; развитое воображение; экспрессивность, коммуникабельность, энергичность.

Медицинские противопоказания. Заболевания органов дыхания с явлениями дыхательной недостаточности; деформация грудной клетки и позвоночника; болезни органа слуха, верхних дыхательных путей.

Профессиональная подготовка. Высшее или среднее специальное музыкальное образование.

свернуть

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МУЗЫКИ

Характеристика процесса труда. Прививает учащимся любовь к музыке, проводит обучение своему музыкальному предмету, готовит к практическому применению полученных знаний. Обучает детей игре на каком-либо музыкальном инструменте, дает знания по теории музыки, развивает у учащихся музыкальный слух и выявляет данные для дальнейшей профессионализации.

Планирует учебный материал, обеспечивает выполнение учебной программы, анализирует успеваемость учащихся по предмету, обеспечивает соблюдение ими учебной дисциплины, формирует умения и навыки самостоятельного обучения. Проводит внеклассную работу, руководит кружками и секциями, участвует в методической работе, в разработке и внедрении образовательных, учебных программ, составляет тематические и поурочные планы. Оформляет документацию.

Сфера деятельности. Учреждения образования, социальные организации (детские дома, приюты, интернаты), детские центры творчества.

Требования профессии к человеку. Наличие музыкального слуха; чувство ритма; музыкальная память; развитое воображение; творческие, педагогические способности; умение общаться с детьми, умение понятно объяснять; терпение, настойчивость, выдержка, эмоциональная устойчивость. Желательно хорошее владение каким-либо музыкальным инструментом.

Медицинские противопоказания. Заболевания нервной системы; инфекционные кожные заболевания; стойкое снижение слуха; туберкулез.

Профессиональная подготовка. Высшее или среднее специальное музыкальное образование.

свернуть

ХОРМЕЙСТЕР (РУКОВОДИТЕЛЬ ХОРА)

Характеристика процесса труда. Готовит с коллективом исполнение хоровых партий в новых и ранее созданных спектаклях. Дирижирует хором, ведет групповые и индивидуальные занятия с артистами, контролирует качество исполнения произведения на спектаклях текущего репертуара хора. Участвует в мероприятиях по пропаганде достижений музыкально-театрального искусства и повышению квалификации творческих работников.

Сфера деятельности. Хоровые коллективы; образовательные учреждения; социальные организации (центры досуга и творчества).

Требования профессии к человеку. Наличие музыкального слуха; хорошая музыкальная память; чувство ритма; хорошая координация движений; артистические способности; развитое воображение, творческие способности; терпение, целеустремленность; педагогические способности.

Медицинские противопоказания. Заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания с явлениями дыхательной недостаточности; снижение слуха; хронические заболевания любых органов и систем с частыми обострениями.

Профессиональная подготовка. Высшее или среднее специальное  музыкальное образование.

свернуть